Все мы пользуемся дорогами. Все мы ругаем их состояние. Действительно, множество ДТП происходит именно из-за плохих дорог. Но в этом случае пусть и платит виновный. Мы же свою часть обязательств выполняем регулярно — транспортный налог идет как раз на то, чтобы дороги поддерживались в состоянии, определенном ГОСТом.
Итак, какие именно проблемы с дорожным полотном, приводящие к ДТП, дают нам право требовать возмещения материального ущерба с дорожных служб? В этот перечень входят малый коэффициент сцепления, толщина снежного наката, уменьшение ширины проезжей части и т. д.
Например, ГОСТ Р 50597-93 устанавливает, что повреждения дорожного полотна на улицах и трассах не могут быть более 15 см в длину, 80 см в ширину и 5 см в глубину. ГОСТ 3634-99 сообщает, что отклонение крышки люка от дорожной поверхности не может превышать 2 см. Такое же требование предъявляется к верхней головке рельса на проезжей части (безразлично, трамвайные это или железнодорожные пути).
Ну и напоследок еще одна цифра. В расчете на 1 км2 наибольший суммарный размер повреждений дорожного покрытия на дороге с активным движением должен составлять максимум 0,3 м2 (весной — 1,5 м2).
Однако в России сложно найти дорогу, отвечающую российским же стандартам, а поэтому предлагаем запомнить несколько несложных правил, которые помогут привлечь дорожные службы к ответственности.
Если вы уверены или подозреваете, что ДТП произошло из-за плохого состояния дороги, обязательно сообщите об этом сотрудникам ГИБДД. Дежурный в этом случае обязан вызвать на место происшествия представителя соответствующей дорожной службы, на которую вы впоследствии и подадите иск о возмещении ущерба.
В обязательном порядке проследите, чтобы был составлен акт о состоянии дороги, который подпишут работник дорожной службы и свидетели. Соответствующая запись должна быть сделана и в протоколе ДТП, подписанном сотрудником ГИБДД.
Если представитель дорожной организации по какой-либо причине не явился на место ДТП, то подобный акт вы можете в произвольной форме составить сами. В таком случае акт должен быть подписан как минимум тремя свидетелями.
Не забудьте указать в акте параметры нарушений дорожного полотна, их конкретное местоположение, сделать фото- или видеосъемку места происшествия и записать данные свидетелей (включая способ связи с каждым из них).
Практика показывает, что иски автовладельцев к дорожным службам по ч. 2 ст. 12, а также ч. 3 ст. 24 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (последняя редакция от 26.07.2016) решаются в пользу автовладельцев.
Так что если ваше колесо попало в яму, составляйте акт за подписями других водителей и в течение трех месяцев с момента его составления обращайтесь в суд с жалобой на главу города или области (именно эти чиновники заключают договоры на обслуживание дорог).