Во время совершения междугородних коммерческих перевозок водитель автобуса или машины достаточно часто предоставлен сам себе. Государственные контролирующие инстанции, отправители груза и владельцы транспорта не обладают актуальными данными о рабочих условиях водителя, маршруте транспортного средства и скорости его передвижения, а это крайне негативно влияет не лишь на благополучность бизнеса компаний, занимающихся перевозками, но и на уровень безопасности движения на трассах.
Для исправления данного недостатка применяется специальный прибор для контроля — цифровой тахограф.
Что представляет из себя тахограф
Тахограф — это устройство для записи и регистрации параметров перемещения транспортного средства. Данный прибор бывает двух видов:
В виде радиоприемника, который подсоединяется при помощи гнезда для выхода автомобильной магнитолы;
Традиционно-круглый, который монтируется в одну из шахт панели.
Принцип, который определяет работу данного устройства — это непрерывный, объективный и независимый контроль за передвижением транспортного средства, а также действиями водителя. Этот аппарат очень точно фиксирует все данные о перемещении автомобиля, осуществляющего междугородние или международные перевозки, что дает возможность максимально оптимизировать грузопассажирские маршруты.
Вот основные параметры, которые фиксирует устройство:
• точный период времени, который водитель провел за рулем транспортного средства, а также время его отдыха;
• скорость, с которой транспортное средство передвигается по трассах;
• расстояние, которое автомобиль проехал за тот период, на протяжении которого он находится в пути.
Сегодня для установки чаще всего применяют 2 вида приборов:
1. Криптографические цифровые тахографы, имеющие энергонезависимую память;
2. Более старые аналоговые модели тахографов, в которых данные записываются на специальный диск круговой диаграммы.
Однако, невзирая на все имеющиеся между данными видами отличия, в общем их конструкция является неизменной и включает в себя:
• элементы фиксации;
• основной корпус с панелью управления или пультом д/у;
• устройство для фиксации;
• GPRS и модем ГЛОНАСС или антенну;
• устройство для считывания;
• специальный датчик, который контролирует движение.
О понятии тахаграф, для чего, и нужен ли он, смотрите в следующем видеосюжете:
Кто должен использовать тахограф
Все без исключения юридические лица и компании, которые осуществляют пассажирские или грузовые перевозки обязаны иметь на всех своих транспортных средствах тахографы. Если владельцем автомобиля, который попадает под установку данного аппарата является частное лицо, то для того, чтобы избежать в будущем неприятностей с контролирующими инстанциями, ему тоже необходимо установить тахограф.
На какие именно автомобили производится установка тахографа
• Миниавтобусы и автобусы относящиеся к категориям М2 и М3 (весом до 5000 кг и наличием 8+ пассажирских мест);
• грузовые транспортные средства относящиеся к N2 и N3 технического регламента таможенного союза (весом до 3 500 кг и 12 000 кг соответственно).
В качестве исключения, которое дает законное право на отсутствие данного фиксирующего устройства, можно отметить такую технику как:
• миниавтобусы и автобусы относящиеся к категориям М2 и М3, которые работают на пригородных и городских маршрутах;
• грузовой транспорт категории N1;
• спецтехника.
В видео ниже говорится о том, на какие ТС нужно устанавливать тахограф согласно законодательству РФ:
Наказание и штрафы за отсутствие в транспортном средстве тахографа
Суммы штрафов за данное нарушение различаются между собой в зависимости от того, в каком статусе находится нарушитель. Выглядит это следующим образом:
• штраф за отсутствие тахографа из-за вины водителя — 1000-3000 руб. (неисправный тахограф считается отсутствующим);
• штраф за отсутствие тахографа из-за вины должностных юридических лиц — 5000-10 000 руб.
Штраф должен быть полностью оплачен не позднее чем через 60 суток с момента начисления. В противном случае его сумма удваивается, а если должник и после этого не оплачивает его, за работу берутся судебные приставы.
Если устройство, которое установлено в транспортном средстве не будет соответствовать актуальным на сегодняшний день требованиям, то виновные за данное правонарушение не будут оштрафованы, потому что срок замены устаревших моделей на более современные был пролонгирован до 2019 года.
Еще больше информации о требованиях и размерах штрафа в случае отсутствия тахографа по КоАП в видео ниже:
Способы хранения данных и калибровка аппарата
Чтобы избежать в будущем штрафных санкций, нужно постоянно поддерживать устройство в работоспособном состоянии. Поэтому, перед осуществлением монтажа на транспортное средство нужно произвести его калибровку. Данное действие должно производиться в специализированных сервисных центрах на оборудовании, которое прошло сертификацию. Адреса таких сервисных центров можно узнать в компании, которая занимается реализацией тахографов.
В автомобиле обязательно должны быть документы, которые подтверждают процедуру прохождения калибровки. Это:
• стикер, на котором указаны калибровочные показатели тахографа. Он должен быть закреплен в таком месте, которое будет удобно для проверки инспектором полиции;
• письменное подтверждение факта установки на автомобиль калиброванного тахографа;
• копия разрешения, которая сможет подтвердить право исполнителя осуществлять данный вид работ.
Иногда возникает потребность повторной калибровки устройства. Это может происходить в следующих случаях:
• при каких-либо изменениях в транспортном средстве (изменение размера колес, замена номера и др.);
• при сбое часов на 20+ мин.;
• при повреждении пломбы;
• после любого ремонта;
• плановое калибрование через 2 года.
Тарированное устройство соотносит снятые при работе показатели с заводской характеристикой транспортного средства и фиксирует данную информацию в памяти тахографа. И вот тут начинают проявляться отличия между цифровым и аналоговым методом фиксации.
Аналоговое устройство записывает все данные на персональный диск, который рассчитан на 24 часа. После этого его необходимо заменить на новый. А цифровое устройство сохраняет всю информацию в специальном блоке для памяти на протяжении одного года. От незаконного проникновения в устройство предусмотрена эффективная защита. Доступ к данным получить можно с помощью одной из 4 смарт-карт:
1. Карта для контроля. Дает возможность проверить время, а также скорость передвижения транспортного средства.
2. Идентификационная водительская карта. Вставляется в прибор перед началом рейса и гарантирует сохранность данных за последних 28 суток.
3. Карта для сервисного центра. С помощью данной карты осуществляется перенастройка или настройка устройства.
4. Карта компании (владельца транспортного средства). При помощи данной карты можно открыть/закрыть или считать любые данные, которые находятся в памяти устройства.