Если вы попали в ДТП, не стоит делать поспешных выводов о количестве и качестве повреждений. Поверьте, небольшой скол лакокрасочного покрытия еще не говорит о том, что машина не получила серьезных повреждений.
Потому не ограничивайтесь беглым обзором, а внимательно осмотрите ваш автомобиль. Ваша основная задача — по возможности более полно оценить повреждения.
Начинать осмотр нужно с той стороны, где машина получила удар. Вас «догнали» сзади, значит начинаем изучение с багажника. Спереди — с капота. Главное — не пытайтесь сразу на месте устранить небольшую вмятину, за которой могут скрываться довольно серьезные проблемы.
Норма закона
«Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения мета дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток» (ч. 2 ст. 12.27 КоАП).
Вас «догнали» сзади
При беглом осмотре вы увидели небольшую вмятину, а то и просто скол лакокрасочного покрытия. Однако сила удара, а следовательно, и серьезность повреждений зависят от скорости столкнувшихся автомобилей относительно друг друга. А потому за сколом краски может притаиться и нарушение геометрии кузова, и более серьезные проблемы.
Первым делом в описанной ситуации откройте багажник. Обнаружили, что его немного перекосило (открытие или закрытие стало несколько проблематичным)? Значит, повреждения краской не ограничились — у вашей машины как минимум перекос багажника.
Далее внимательно осматриваем все панели кузова, крылья и задние двери. Нас интересует, не появились ли трещины в лакокрасочном покрытии. Отметим еще раз: чем больше была скорость автомобилей в момент столкновения, тем сильнее была сила удара, тем больше повреждений получила ваша машина и тем дальше они могут располагаться от непосредственного места удара.
Обращаем ваше внимание, что при любом столкновении не помешает осмотреть крышу автомобиля, так как ударная волна вполне может достигнуть средних стоек ее панели, хотя на первый взгляд машина будет выглядеть так, что и не скажешь, что ей требуется дорогостоящий ремонт.
Следующий шаг — осмотр багажника изнутри. Вас должны интересовать любые сколы краски, изломы и вмятины, легкость движения крышки багажника.
Затем наступает очередь порогов, дверей, брызговиков, подвески и поперечных балок автомобиля, то есть мы сдвигаемся к середине автомобиля. Проверяем, насколько свободно открываются и закрываются дверцы автомобиля, не появились ли дефекты в порогах, дребезжание стекол.
Отметим, что собственно дребезжания может и не быть, зато легко может появиться значительный горизонтальный люфт стекла (стекло качается).
Вы столкнулись лоб в лоб
Осмотр производится в той же последовательности: капот — крыша — кузов — крылья — двери, пороги и т. д. Естественно, при осмотре передней части машины необходимо обратить внимание на возможные повреждения в моторном отсеке, например не произошло ли утечки жидкости из радиатора.
Осмотрели машину до середины и не обнаружили ничего серьезного? Дальше можно не смотреть. Ударная волна не зайчик — прыгать не умеет. Если повреждения не дошли
Если же повреждения были обнаружены, то продолжаем внимательный осмотр всех поверхностей. Нас интересуют прежде всего образовавшиеся в результате ДТП повреждения окраски автомобиля, которые, как лакмусовая бумажка, проявляют повреждения кузова. Любое, даже малозаметное повреждение панелей (трещины краски, «гармошки», выпуклости, вмятины) говорит о том, что без рихтовочных работ вам точно не обойтись.
И если вы видите «гармошку», деталь восстановить практически невозможно — потребуется ее замена.
Если есть такая возможность, желательно осмотреть и днище автомобиля. При сильном ударе оно может стать волнообразным, возможно также повреждение тяг, рычагов переключения, подвески.
Фиксируем повреждения в протоколе
Конечно, если кроме вас участником ДТП был столб или ворота гаража, то осмотр на некоторое время можно отложить. Если же вы столкнулись с другим автомобилем, то его необходимо проводить сразу же. Все выявленные повреждения обязательно должны быть внесены в протокол, описывающий ДТП, ведь страховая компания будет возмещать затраты на ремонт вашего автомобиля именно на его основании.
Вы указали в протоколе, что слегка повредили бампер? Можете не рассчитывать, что страховка распространится на покосившиеся стойки. Даже если вы впоследствии предъявите факты, говорящие о более серьезном повреждении вашей машины, то доказать, что они получены в результате именно этого ДТП, вы уже не сможете. Судебная практика показывает, что подобные дела в суде обычно заканчиваются не в пользу пострадавшего.
Естественно, визуальный осмотр не может заменить специальные контрольные приспособления или стенд. Обнаружив скол краски, вы не можете с уверенностью утверждать, скрывается ли под ним деформация металла. В этом случае в протоколе нужно написать не только «скол краски», но и «возможна деформация металла». Ваше право — внести в протокол не только явные, но и предполагаемые повреждения, полученные в результате ДТП. Так вы избавитесь от множества неприятных сюрпризов в ходе дальнейшего общения со страховыми компаниями и ремонта.