Перегруженные автомобили часто попадают в аварию. Особенно опасно передвижение такого транспорта на старых мостах, дорогах с ямами. При большой скорости тормозной путь излишне загруженного авто также удлиняется, что может привести к столкновению с впереди движущимся транспортом. Опасность грозит и при неправильной укладке перевозимых предметов, если они тяжелые или габаритные, — машину может занести в сторону. Причем проблема эта касается автовладельцев и грузовиков, и легковых авто, перевозящих пассажиров.
Так что перевозка грузов четко нормируется по весу. Водитель должен знать, какое наказание за перегруз могут назначить инспекторы ГИБДД, кто именно становится субъектом вынесенного взыскания.
Действительно ли опасно перегружать авто?
Этой проблеме посвящен п. 23.1 23-го раздела ПДД. Здесь даются ответы на ключевые вопросы, касающиеся загрузки автомобиля.
- Именно производитель определяет, для перевозки каких грузов предназначается данная модель.
- В документации указывается допустимая нагрузка по осям.
- Установлен запрет на превышение массы транспортируемого груза.
Провокационные заявления продавцов автотранспорта
На некоторых сайтах искусственно повышают возможности продаваемых машин. Считается, что такая «ценная дополнительная информация» способствует более успешной продаже.
Приводится следующий убедительный довод. Действительно, грузоподъёмность авто устанавливается на уровне 1,5 т. Однако производитель учитывает извечное стремление пользователей загружать свой транспорт до немыслимого предела. Так что возможна загрузка и двух тонн груза, и больше.
Но если покупателю приходится перевозить серьезные грузы, ему следует изначально выбирать подходящий автомобиль, а не надеяться на так называемые скрытые возможности. Инспектора, остановившего перегруженную машину, не убедят доводы водителя, ссылающегося на рекламу. Также при попадании в ДТП будет обязательно проверяться соблюдение эксплуатационных требований авто.
Последствия перегруза
- Дорожное полотно повреждается.
- Тормозной путь удлиняется, что крайне опасно. Особенно в период дождей и гололеда, к тому же если водитель неопытный, риск попадания в ДТП при перегруженности многократно увеличивается.
- Заезд «тяжеловеса поневоле» на ветхий мост может привести к катастрофе. Естественно, дорожники, устанавливающие ограничения, обязательно закладывают определенный весовой запас. Но могут проявиться следующие ситуации.
Во-первых, мост постарел, внешние условия преждевременно ослабили прочность конструкции.
Во-вторых, единовременно на мост заехала другая тяжело груженая машина, нарушившая правила. Гарантии, что конструкция выдержит такую нагрузку, нет.
Какие устанавливаются пределы допустимых нагрузок
Предположим, машина не перегружена. Это не означает, что она может проезжать где угодно. Нужно учитывать ограничения, диктуемые:
- категорией дороги;
- правилами касательно перевозки грузов автотранспортом.
Правила утверждены ПП РФ № 272 от 15.04.2011 г. (посл. изм. от 22.12.2018 г.).
Следует открыть второе приложение, в котором обозначаются нормы осевых нагрузок. Нужно учитывать, что конкретная груженая машина способна проехать не по всякой дороге. Водитель обязан обратить внимание на номер знака 3.12. Данная информация касается допустимых осевых нагрузок на определенных участках дороги. Как раз на таких участках автоинспекторы и проверяют машины.
Проверка перевеса
Для измерения массы авто используются весы разных конструкций. Современные взвешивающие устройства дополнительно оборудуются приборами:
- видеофиксации;
- передачи полученных данных.
Чтобы измерить осевую нагрузку, машине придется въехать на специальный измерительный модуль.
Вариант первый. Автотранспорт останавливается. Производится статистическое взвешивание, предоставляющее наиболее точные сведения.
Вариант второй. Машина двигается, скорость до 5-ти км/ч. Динамическое взвешивание обладает некоторой погрешностью.
Аппаратура выдаёт результат. С учетом допустимой погрешности делаются выводы, водитель нарушал ПДД или же придерживался правил. Если нарушал, тогда будет отвечать по статьям КоАП РФ.
Как наказывают за перегруз
В ст. 12.21.1 КоАП имеется 11 пунктов. Если рассматривать правонарушения в общих чертах, то их можно объединить по сходным признакам в определенные группы.
Первая группа. Авто перегружено, тем не менее следует к месту назначения. Чем выше процент перегрузки, тем значительнее окажется наказание. Обусловлены диапазоны:
- от 2 % до 10 %;
- от 10 % до 20 %;
- от 20 % до 50 %.
Чтобы авто продолжало движение в обычных дорожных условиях, специального разрешения не требуется.
Вторая группа. У водителя этого конкретного автомобиля имеется спец. разрешение на перевозку грузов, хотя их масса превышена фактически. Перегруз также измеряется в процентах:
- от 10 % до 20 %;
- от 20 % до 50 %.
Третья группа. Фиксируется перегруз от 50-ти % и выше.
Четвертая группа. Имеются прежде обозначенные нарушения, при этом документы оформлены неправильно.
Пятая группа. Осевые нагрузки превышены у машин, обладателями которых выступают:
- ЮЛ;
- предприниматели.
Шестая группа. Нагрузка на ось движущегося авто фиксируется в пределах, что запрещены дорожными знаками.
Седьмая группа. Все прочие нарушения.
Назначение штрафов и лишение прав
В каждой ситуации, обозначенной в перечисленных пунктах, назначаются особые размеры штрафов.
Ситуация первая. Рядовым водителям придется платить меньше всех прочих – от 1 тыс. руб. Однако могут лишить водительского удостоверения на период от 4-х мес. до полугода.
Ситуация вторая. Будут нести ответственность по максимуму:
- ЮЛ;
- ИП;
- должностные лица.
Если в других случаях индивидуальных предпринимателей принято наказывать слабее, чем ЮЛ, то здесь карают одинаково. Сумма налагаемого штрафа начинается с десятков тысяч рублей, а заканчивается в пределах сотен тысяч. Максимум – полмиллиона руб.
Ситуация третья. Наказывают именно владельца авто, если отметилась автоматическая фиксация нарушения ПДД. Автовладельцу придется оплатить колоссальный штраф – от 150 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
Ситуация четвертая. При перегрузе осей статус нарушителя не учитывается (п. 11 ст. 12.21.1 КоАП РФ, а в выделенном в статье списке числится под № 6). Штраф стабильный – 5 тыс. руб.
И нанимаемые водители, и автовладельцы выражают протест, когда речь заходит о назначении столь «драконовских» наказаний в случае обнаружения перегруза. Однако меры воздействия на участников движения продолжают ужесточаться. В данном случае остается лишь одна возможность избежать сурового наказания: нужно тщательно следить за тем, чтобы не превысить массу авто.
Как оспорить штраф ГИБДД с камеры, смотрите здесь.
Видео: Штрафы за перегруз: