Тонировку заказывают по разным соображениям. Во-первых, защита от солнца; во-вторых, салон не выгорает и не перегревается; в-третьих, авто выглядит красивее.
Вопрос, каким способом лучше тонировать автостёкла, здесь не рассматривается. Гораздо важнее разобраться, когда неправильное исполнение покрытия считается нарушением законодательных норм.
Допустимое затемнение: разрешённая мера и тех. регламент
Следует изучить правовые нормы, разрешающие затемнять стёкла и запрещающие излишества. Первым делом нужно обратиться к заключительной части ПДД, в которой указываются правила допуска ТС к эксплуатации, где в п. 7.3 говорится о тонировке.
Допускается:
— крепить прозрачную плёнку на ветровое стекло, к верхней части;
— тонировать не зеркально;
— соблюдать требования ГОСТа 5727-88.
Пункт 2.2.4 указанного ГОСТа регламентирует требования к светопускательным характеристикам автостёкол.
- Солнечного света тонированное ветровое стекло обязано пропускать 75 %.
- Что касается прочих стёкол (зона передней обзорности), они должны обеспечить пропускание 70 %.
- Для всех других автостёкол нормирование не предусмотрено.
Требования по другим документам
Еще недавно действовали требования прошлого тех. регламента, касались они всех ТС, передвигающихся на колёсах (ПП РФ № 720 от 10.09.09 г.). Сейчас документ считается недействительным.
Но стал актуален другой тех. регламент, утверждённый в 2011 г. комиссией Таможенного союза. Требования КоАП соответствуют нормам регламента (учитывается решение № 877), и если авто тонировано избыточно, его владелец будет наказан.
Про электротонировку как возможный способ обойти запреты смотрите следующее видео:
Замер параметров тонировки
Уже рассмотрены законодательные нормы, касающиеся параметров тонировки. Но остаётся вопрос: какие меры, принятые автоинспектором, будут считаться правомочными, если это должностное лицо посчитает затемнение автостёкол избыточным? Ведь тогда последует проверка, действительно ли тонировка соответствует нормам.
Особые правила, касающиеся осуществления именно этой процедуры, на сегодняшний день не разработаны. Однако есть приказ МВД РФ от 07.12.2000 г. № 1240.
Применяется специальное устройство для измерения светопроницаемости. Этот прибор должен:
— быть сертифицирован;
— пребывать в исправном состоянии;
— своевременно проверяться на точность показаний.
Состояние прибора — это первое, что должно интересовать проверяемого водителя. А еще учитываются требования к условиям эксплуатации прибора. К примеру, температурный диапазон заключён, как правило, в нижнем пределе -10 °C, в верхнем +40 °C. Возможно установление гораздо более строгого режима. Здесь очень важно — не запутаться в требованиях нормативной документации.
Методики проверки, как и требования безопасности, прописаны в ГОСТе Р 51709-2001. При этом светочувствительность проверяется по требованиям, установленным ГОСТом 27902. Значит, испытание светопропускной способности тонированного стекла допускается производить лишь в условиях плюсовой температуры, как это прописано в документе.
Кто может производить проверку правильности тонировки?
Условие первое. Указанные приборы применять может не любой автоинспектор, а только специально обученный. В его служебном удостоверении должна обозначаться эта его правомочность. Хотя его право использовать прибор может быть отражено в ином документе.
Условие второе. В точках, где производятся замеры, стёкла должны быть сухими, чистыми. Берутся показатели в 3-х разных местах, после чего выводятся средние арифметические данные. Каждый результат фиксируется в протоколе.
Условие третье. Допускается производить проверку лишь в расположении стационарного поста ГИБДД.
Водителей интересует: возможно ли каким-то способом избежать проверки? Можно отказаться, если стационарный пост располагается на значительном отдалении. За такой отказ санкции не предусмотрены.
Какой штраф, если тонировка не соответствует нормам
Допустим, несоответствие тонировки требованиям уже зафиксировано. То есть составлен протокол, указаны цифры. Придётся платить штраф, но наказание нестрогое.
За тонировку с нарушениями передних, задних боковых стекол автовладельца наказывают в соответствии с требованиями КоАП. По условиям п. 3.1 ст. 12.5 придётся уплатить в виде штрафа всего 500 руб.
Выводы
Тонировка не запрещена, при этом достаточно строго регламентируется в зоне обзора.
Зеркальный материал применять запрещается.
Правила, касающиеся оснащения авто (установки брызговиков, ксенона), также нарушать не следует. Еще нужно не забывать пристёгиваться. Эти меры повышают безопасность, в первую очередь, именно водителя, снижают аварийность.
Про обновления в области штрафов за тонировку смотрите видеоролик ниже: